Используемая учебная литература по курсу астрономии в средней школе:
- Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебник / Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут. – 5-е изд., пересмотр. – М. : Дрофа, 2018.
- Безуглова Г.С. Физика. ЕГЭ-2018. Раздел “Элементы астрофизики” : учебное пособие / Под ред. Л.М. Монастырского. – Ростов-на-Дону : Легион, 2017.
- Космос. Иллюстрированный путеводитель по звездному небу. / Под ред. А. Ригутти. – Харьков. 2010.
- Путеводитель по звездному небу России / Ирина Позднякова, Ирина Катникова. – Москва : Издательство “Э”, 2016.
Планирование уроков астрономии
№ | Тема урока | Домашнее задание |
1. | Предмет астрономии | § 1. с. 4-9 |
2. | Особенности астрономии и её методов | § 2.1. с. 9-12 |
3. | Телескопы | § 2.2. с. 12-20 |
4. | Звёзды и созвездия | § 3. с. 21-24 |
5. | Небесные координаты и звёздные карты | § 4. с. 24-28 |
6. | Видимое движение звёзд на различных географических широтах | § 5. с. 29-32 |
7. | Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика | § 6. с. 32-35 |
8. | Движение и фазы Луны | § 7. с. 35-38 |
9. | Затмения Солнца и Луны | § 8. с. 39-42 |
10. | Время и календарь | § 9. с. 43-48 |
11. | Развитие представлений о строении мира | § 10. с. 49-55 |
12. | Конфигурация планет. Синодический период | § 11. с. 55-59 |
13. | Законы движения планет Солнечной системы | § 12. с. 59-65 |
14. | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе | § 13. с. 65-72 |
15. | Движение небесных тел под действием сил тяготения | § 14.1-14.5. с. 73-79 |
16. | Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов | § 14.6. с. 79-81 |
17. | Общие характеристики планет. Строение Солнечной системы | § 15, 16. с. 82-86 |
18. | Система Земля — Луна | § 17. с. 86-98 |
19. | Планеты земной группы | § 18. с. 99-108 |
20. | Планеты-гиганты | § 19. с. 108-115 |
21. | Спутники планет | с. 107-108, 111-115 |
22. | Карликовые планеты | § 20. с. 118-119 |
23. | Малые тела Солнечной системы | § 20. с. 115-129 |
24. | Состав и строение Солнца | § 21.1-2. с. 130-137 |
25. | Атмосфера Солнца и солнечная активность | § 21.3-4. с. 138-144 |
26. | Опред. расстояний до звёзд. Видимая и абсол. звёздные величины | § 22.1-2. с. 144-149 |
27. | Спектры, цвет и температура звёзд. Диаграмма спектр — светимость | § 22.3-4. с. 149-154 |
28. | Определение массы звёзд. Двойные звёзды | § 23.1. с. 154-159 |
29. | Размеры и модели звёзд | § 23.2-3. с. 159-164 |
30. | Переменные и нестационарные звёзды | § 24. с. 164-171 |
31. | Галактика Млечный Путь. Движение звёзд в Галактике | с. 172-177, 185-188 |
32. | Межзвёздная среда газ и пыль | § 25.3. с. 177-185 |
33. | Другие звёздные системы — галактики | § 26. с. 188-198 |
34. | Основы современной космологии | § 27. с. 198-208 |
35. | Жизнь и разум во Вселенной | § 28. с. 208-215 |
Уроки астрономии
Урок 1. Предмет астрономии
- узнаете, что такое астрономия и что она изучает;
- познакомитесь с главными особенностями астрономии;
- узнаете, как возникла эта наука, и каковы характеристики её главных периодов развития;
- узнаете о структуре и масштабах Вселенной.
Домашнее задание.
§ 1, с. 3-8. Представить графически (в виде схемы) взаимосвязь астрономии с другими науками, подчеркивая самостоятельность астрономии как науки и уникальность ее предмета.
Темы проектов
- Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.
- Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.
- Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.
- Связь астрономии и химии (физики, биологии).
Урок 2. Особенности астрономии и её методов
На этом уроке Вы:
- узнаете, в чём состоят главные особенности астрономии;
- выясните, что такое небесная сфера;
- рассмотрите основные линии, точки и плоскости небесной сферы;
- познакомитесь с горизонтальной системой координат.
Домашнее задание.
§ 2.1, с. 8-11; вопросы № 1-4 к параграфу.
Практическое задание:
1. При соответствии погодных условий для наблюдения звезд на небе оцените в утреннее или вечернее время расстояние от серпа Луны до ближайшего наиболее яркого объекта на небе. Наблюдения повторите по возможности несколько дней подряд. Для одного из наблюдений зарисуйте картину наблюдаемого расположения всех видимых вашему глазу светил на небе.
Темы проектов
- Первые звездные каталоги Древнего мира.
- Устройство, принцип действия и применение теодолитов.
- Угломерные инструменты древних вавилонян — секстанты и октанты.
Интернет-ресурсы
Урок 3. Телескопы
Сегодня на уроке Вы:
- выясните, что такое телескоп и для чего он используется;
- узнаете, чем отличаются рефлекторы от рефракторов;
- познакомитесь с главными характеристиками телескопа;
- выясните, чем различаются оптические и радиотелескопы.
Домашнее задание.
§ 2.2, с. 11-19; вопросы № 5-7 к параграфу; упр. № 1 (1, 2).
Темы проектов
- Крупнейшие обсерватории Востока.
- Дотелескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.
- Создание первых государственных обсерваторий в Европе.
- Современные космические обсерватории.
- Современные наземные обсерватории.
Интернет-ресурсы
Урок 4. Звёзды и созвездия
Сегодня на уроке Вы:
- узнаете, что называют созвездиями, и выясните, каким образом созвездия получили свои названия;
- узнаете, что такое звёздная величина;
- выясните, по какому принципу строится шкала звёздных величин Гиппарха;
- познакомитесь с системой классификации звёзд по Байеру.
Домашнее задание.
§ 3, с. 20-23; вопросы № 1-6 к параграфу, упр. № 2 (1-3).
Практические задания:
- Подготовьте презентацию об истории возникновения названий созвездий и звезд.
- В процессе визуального наблюдения легко спутать планету и звезду. Укажите, по каким внешним признакам такой ошибки можно избежать. Некоторые планеты кажутся ярче самых ярких звезд, что также может привести к ошибочным наблюдениям. Приведите примеры таких планет и поясните, почему наблюдается данная разница в яркости.
Темы проектов
- История происхождения названий ярчайших объектов неба.
Урок 5. Небесные координаты. Звёздные карты
Сегодня на уроке Вы:
- узнаете о видимом суточном движение звёзд;
- вспомните некоторые основные точки, линии и плоскости небесной сферы;
- рассмотрите систему координат, которая служит для указания положения светил на небе;
- познакомитесь с картами звёздного неба и научитесь определять по карте координаты звёзд.
Домашнее задание.
§ 4, с. 23-27; вопросы № 1-6 к параграфу, упр. № 3 (1-5).
Практическое задание:
- Найдите на небе группы звезд. Используя карту звездного неба, определите созвездия, к которым они относятся (инструкция к работе с картой приведена в приложении Х учебника). Сравните наблюдаемую картину расположения и видимости отдельных звезд и их расположение на звездной карте. Определите предельное значение звездной величины звезды, которую вы еще можете различать невооруженным глазом.
Темы проектов
- Звездные каталоги: от древности до наших дней.
Интернет-ресурсы
http://www.astronet.ru/db/msg/1175352/node4.html — Астронет (системы небесных координат).
Урок 6. Видимое движение звёзд на различных географических широтах
Сегодня на уроке Вы:
- узнаете, какова высота полюса мира над горизонтом;
- выясните, что такое кульминация светила;
- узнаете, что называется точками восхода и захода светил;
- научитесь определять географическую широту местности по астрономическим наблюдениям.
Домашнее задание.
§ 5, с. 28-31; вопросы № 1-6 к параграфу; упр. № 4 (1-6).
Практические задания:
- Используя соотношения для высоты светила в нижней и верхней кульминациях, получите математическую зависимость, определяющую склонение незаходящего светила и невосходящего светила для широты местности, на которой вы проживаете.
- Незаходящая звезда наблюдается в верхней кульминации на высоте 50°46′, в нижней кульминации — на высоте 35°54′. Определите географическую широту местности, на которой находится наблюдатель.
- Используя приложение V учебника, определите, на какой высоте кульминирует светило, имеющее наибольшее значение блеска на широте местности вашего проживания. Имеет ли данное светило собственное название?
- По положению околополярных созвездий Малой и Большой Медведицы можно наблюдать видимое суточное вращение звездного неба. Для этого необходимо выполнить следующие действия.
- Проведите наблюдение в течение одного вечера (каждые 2 ч) и отметьте, как изменяется положение созвездий Малой и Большой Медведицы.
- Результаты наблюдений запишите в таблицу, ориентируя созвездия относительно отвесной линии.
Положение созвездий | Дата, время наблюдения |
- Исходя из наблюдений, сделайте вывод: в каком направлении происходит вращение? На сколько градусов примерно поворачивается созвездие за 2 ч?
- Проведите наблюдение ровно через месяц в тот же час и отметьте, как изменяется положение созвездий Малой и Большой Медведицы.
- Результаты наблюдений занесите в таблицу, ориентируя созвездия относительно отвесной линии.
Положение созвездий | Дата, время наблюдения |
- Сделайте вывод: на сколько градусов примерно поворачивается созвездие за месяц? Остается ли неизменным положение созвездий в тот же час суток через месяц?
Темы проектов
- Прецессия земной оси и изменение координат светил с течением времени.
- Системы координат в астрономии и границы их применимости.
Интернет-ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=8upIbQk_q-0 — Вращение небесной сферы.
Урок 7. Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика
Сегодня на уроке Вы:
- узнаете, какова высота полюса мира над горизонтом;
- узнаете, что называется точками восхода и захода светил.
Домашнее задание.
§ 6, с. 31-34; вопросы № 1-2 к параграфу; упр. № 5 (1-5), задания 6-9.
Практические задания:
Дата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время восхода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Время захода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Исходя из собственных наблюдений в течение двух недель восхода и захода Солнца в вашем населенном пункте, заполните таблицу.
По данным таблицы начертите график восхода Солнца и график захода Солнца, по оси ОХ откладывая дату, по оси ОY — время соответствующего явления.
- По территории Россия — одна из самых больших стран мира. А чтобы представить, насколько она велика и удивительна, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:
1. В некоторых городах России жители могут услышать утренние московские новости по радио вечером того же дня. Укажите не менее двух городов, в которых это возможно, и регион, в котором они расположены.
2. В некоторых регионах России Солнце восходит и заходит в течение года лишь 90 раз. Укажите один из них.
3. Мурманск — один из уникальных с астрономической точки зрения городов России. В нем наблюдается самый продолжительный летний день в стране. Как долго он длится и как это можно определить?
Темы проектов
- Понятие «сумерки» в астрономии.
- Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.
- Астрономические и календарные времена года.
- «Белые ночи» — астрономическая эстетика в литературе.
- Рефракция света в земной атмосфере.
Интернет-ресурсы
- http://www.nebulacast.com/2012/04/blog-post_05.html — Живая Вселенная. Что такое эклиптика?
Тесты по астрономии
Этот тест доступен только зарегистрированным пользователям
Этот тест доступен только зарегистрированным пользователям
Этот тест доступен только зарегистрированным пользователям